+7 (499) 408-35-71
Адрес: Москва, ул. 3-я улица Ямского поля, д. 2 к. 12
Режим работы: ПН-ПТ с 9-00 до 18-00

Независимые сети АЗС покидают рынок

27.02.2012

Автор статьи: Сергей Сопов
Драматическая ситуация сложилась на розничном топливном рынке Новосибирска. Его участники в кулуарах заявляют о чуть ли не 100-процентной готовности отказаться от автозаправочного бизнеса, уступая давлению нефтяных монополий.

Ситуация обострилась после того, как 9 февраля премьер-министр Владимир Путин потребовал «разобраться» с ценами на дизельное топливо, бензин и авиакеросин. Это, по традиции, стало командой «фас» для ФАС. По ее данным, с октября по январь оптовая цена на зимнее дизельное топливо, например, взлетела на 53%. Антимонопольщики завели дела на «Газпромнефть», «Роснефть» и «Лукойл», обвинив их в установлении и поддержании монопольно высоких цен, изъятии товара из обращения (что также подстегнуло цены), в дискриминации независимых владельцев сетей АЗС при поставках топлива.
АЗС приносят убытки своим владельцам

После выступления Владимира Путина оптовые цены на зимнее дизельное топливо пошли вниз. «Это привело к тому,— рассказывает гендиректор сети АЗС «Хорос» Сергей Фабричный,— что, купив зимнее дизельное топливо у оптовика за 23 руб./л, сейчас мы вынуждены продавать его за 21,4 руб., минус скидки. Премьер сказал, и мы вынуждены понизить цены, причем оптовых поставщиков это коснулось в меньшей степени, все отразилось, прежде всего, на рознице. С одной сделки по закупке дизельного топлива мы потеряли 1 млн руб.». По словам Юлии Золотовской, директора новосибирского филиала Российского топливного союза (РТС), оптовые цены в течение недели на ДТ последовательно снизились сначала на 1 500, потом на 1 000 и затем еще на 600 руб. за тонну. В РТС, который представляет интересы независимых сетей АЗС в Новосибирской области (более 100 заправок), считают, что цены сегодня прогнозировать невозможно, так как каждые два-три дня они понижаются. «Закупать сейчас топливо у поставщика нам не резон»,— говорят в топливном союзе.
Основным поставщиком для Новосибирской области является Омский НПЗ, принадлежащий государственной «Газпромнефти». Поэтому давление на независимые АЗС со стороны «Газпромнефти» эксперты расценивают как государственную политику. Еще год назад Новосибирск имел возможность получать нефтепродукты от более широкого круга заводов-поставщиков.

«Раньше можно было из Перми, Уфы, Ангарска, Сургута и других мест получать топливо,— говорит Сергей Фабричный.— А сейчас определено, что только с Омского НПЗ. Практически территория нашей области, а также Томской и Кемеровской «закреплены» за одним из заводов «Газпромнефти». Сургутский НПЗ, например, тоже принадлежит ей, и оттуда возили топливо баржами по Оби, что было дешево, да и само топливо сургутское— самое качественное. Сейчас этот канал поставки «запрещен». «Не заводы теперь определяют свою сбытовую политику,— поясняет Юлия Золотовская,— а чиновники «Газпромнефти», сидящие на вентиле в Москве. Вот они и решили, что Сургут будет теперь снабжать Урал, а не Сибирь». Иными словами, для владельцев АЗС это стало еще одним тревожным фактором: никаких альтернатив ни по поставщикам, ни по качеству топлива, ни по цене.

Правда, говорит Юлия Золотовская, за прошедший год резко активизировала свое присутствие в Новосибирске «Роснефть», которой принадлежит Ачинский НПЗ. Однако долю рынка нефтепродуктов, которую эта госкомпания сейчас занимает в Новосибирске, эксперты оценивают примерно в 15%. Но даже если она и увеличится и город поделят две монополии, ничего не поменяется. Эти монополии являются вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНКами), то есть держат в «одной корзине» и добычу, и переработку топлива, и оптовую, и розничную торговлю, имеют свои сети АЗС. Таким образом, они могут поддерживать минимальную маржу между своей розницей и своим же оптом, завышая цены на опт— это классика монополизма. Роман Крайняк, генеральный директор нефтебазы «Красный Яр», так описывает ситуацию: «У бизнеса АЗС с течением времени стремительно снижается маржа, сегодня— она составляет не более 2 руб. с литра, и является «пограничной» с точки зрения целесообразности ведения бизнеса, несколько лет назад она была в 1,5-2 раза больше». При этом размер издержек, которые ФАС признает для АЗС обоснованными, добавляет Юлия Золотовская, составляет 2-3 руб. на 1 литр топлива.

По словам замруководителя УФАС по Новосибирской области Александра Ельчанинова, весь оптовый рынок России поделен между крупнейшими ВИНКами, поэтому «и не достает конкуренции». «Здесь, в Новосибирске,— рассказывает он,— мы возбуждали дело в отношении ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» по поводу поддержания необоснованно высоких розничных цен при значительном снижении оптовых. Но в суде им удалось доказать, что они не занимают доминирующего положения на розничном рынке нефтепродуктов... Тем не мене независимым «розничникам» трудно конкурировать с «Газпромнефтью», потому что все-таки именно она задает здесь тон». Как говорит Роман Крайняк, сейчас мы имеем рынок, который напоминает «театр одного актера», хотя винить в этом исключительно «Газпромнефть» сложно.
По словам Сергея Фабричного, вертикально-интегрированные нефтяные компании не приветствуются во всем мире. Но ФАС России пока не правомочна, видимо, принимать такие решения, ограничиваясь штрафами и констатацией фактов.
«Розничники» пошли в распыл

В ситуации, когда АЗС должны торговать в убыток либо не могут купить топливо по более низкой цене, их владельцы вынуждены ставить вопрос ребром: а нужен ли им такой бизнес? Вот только несколько фактов, о которых говорили наши эксперты.

Владелец новосибирской сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук намерен заняться строительством теплых парковок. Торговать бензином ему стало невыгодно. По его словам, в прошлом году он продал пять из 10 АЗС. И именно «Газпромнефти-Новосибирск». Владелец другой сети АЗС— «Трансервис»— Александр Бойко не раз заявлял, что девелопмент, как другое направление его бизнеса, ему гораздо интересней. И вот сегодня город кулуарно обсуждает слух о том, что сеть «Трансервис» нашла покупателя в лице все той же «Газпромнефти». Сам Александр Бойко пока не подтвердил эту информацию.
Сергей Фабричный утверждает, что чуть ли не все независимые нефтетрейдеры сейчас готовы продать свои заправки, чтобы хоть как-то сохранить деньги. Однако цена, которая им предлагается, не окупает даже строительства АЗС. Он считает, что уже в обозримой перспективе в городе останутся только заправки «Газпромнефти», «Роснефти» и «Лукойла».

По мнению опрошенных экспертов, ситуация выглядит так. Рост розничных цен отстает от роста оптовых и воспринимается ФАС нормально и даже положительно. Когда же оптовые цены падают, а они это делают быстрее розничных, начинаются претензии по поводу несоответствующего уровня розничных цен. Это означает, что объективно ФАС и нефтяные монополии «рука об руку» решают задачу по выдавливанию с рынка независимой розницы. По мнению Юлии Золотовской, на рынке нефтепродуктов устанавливается монополия государства— по всей цепочке: от переработки нефтепродуктов до АЗС. «Сокращается мелкий опт,— говорит она,— уменьшается конкуренция в оптовом звене, количество заправок не меняется, но их структура становится другой, увеличивается доля АЗС, принадлежащих государственным нефтяным компаниям».

Из этого четко обозначившегося тренда эксперты делают три неутешительных вывода.«Малый и средний бизнес истребляется,— отмечает Сергей Фабричный, — мы это наблюдаем не только в нашем секторе. Повсюду происходит так называемая «монополизация», что идет вразрез с декларациями первых лиц государства». В связи с этим эксперт отмечает: «В независимых АЗС в Новосибирске занято 3-5 тыс. человек. Это не только операторы, которые отпускают бензин,— это бухгалтеры, ремонтники, водители, смежники... Картина удручающая». «В бюджет области,— добавляет красок в эту картину Юлия Золотовская,— идут налоговые поступления, кстати, в основном от независимых трейдеров. «Газпромнефть» платит налоги в Москве». Таким образом, по ее мнению, снижается налогооблагаемая база региона.
Практически все наши собеседники уверены и в том, что для того, чтобы спасти свой бизнес от краха и долгов, не очень щепетильные трейдеры будут продавать суррогаты. Юлия Золотовская говорит: «Качество топлива снижается. Чтобы увеличить маржу, недобросовестные игроки закупают топливо низкого качества по соответствующей цене». «Некоторым деваться некуда,у всех же кредиты, аренда земли, зарплаты Выбор такой: либо торговать суррогатом и как-то жить, либо получать топливо у «Газпромнефти» и умереть», — подтверждает Сергей Фабричный.

Наконец, третье и, может быть, самое печальное следствие: в итоге монополист все равно выкрутит руки конечному потребителю, произвольно повышая цены,— сегодняшнее их понижение никого не должно обманывать. «Потому что конкуренции не будет,— считает Юлия Золотовская. — И вообще, мы можем вернуться к ситуации 90-х гг., когда с ночи занимали очередь на заправках, колонки не работали, продавцы хамили...».
Третий не лишний

Есть ли из этой, убийственной для независимых трейдеров, ситуации выход? Роман Крайняк, генеральный директор нефтебазы «Красный Яр», полагает, что да. Соглашаясь с тем, что ВИНКи целиком контролируют маржу независимых сетей АЗС, он указывает и на другую проблему: большие затраты на доставку нефтепродуктов в Новосибирск. «Железнодорожная логистика на расстояние более 1 500 км,— поясняет он,— повышает себестоимость нефтепродукта до 15%. Поэтому целый ряд поставщиков считает присутствие в регионе для себя экономически невыгодным».

«Красный Яр» планирует организовать в 2011 г. «гипермаркет нефтепродуктов», создав более благоприятные условия для коммерции на этом рынке за счет диверсификации поставок. Суть идеи, которая уже реализуется, в том, что конечному потребителю будет предоставлен выбор производителя по каждому виду топлива. «Мы хотим привести на новосибирский рынок разных поставщиков качественных нефтепродуктов,— делится планами Роман Крайняк,— таких, как «Башнефть», «Татнефть» и др.

Нефтебаза база «Красный Яр», не принадлежит ни одной из нефтяных монополий. Она позволяет хранить и переваливать любое топливо любым видом транспорта, включая и более дешевый речной. Сейчас, по словам Романа Крайняк, нефтебаза занимается также восстановлением доступа к магистральному нефтепродуктопроводу, что сделает логистику еще более эффективной. Словом, база может служить оптовым звеном для всех нефтепереработчиков, посредником между ними и розницей. Это крупнейший за Уралом профильный логистический комплекс, развивает который новосибирская компания «Сибтрубопроводстрой».
Рынок нефтепродуктов, сформированный с участием «Красного Яра», в недалеком будущем упорядочится,— верит Роман Крайняк. «Ценообразование станет более либеральным,— считает он,— менее волатильным. Возникнет более здоровая конкуренция».

Если бы только «розничники» согласились «подождать». Пока же они весьма скептически настроены относительно того, что в обозримые сроки удастся «демократизировать» рынок, обеспечив ему либеральное ценообразование и богатство выбора. Сергей Фабричный, например, полагает, что это пока нереально. А Юлия Золотовская сомневается, что государственные нефтяные монополии, уже поделившие рынок, захотят поменять приоритеты.
Сколько АЗС в Новосибирской области
более 300 АЗС работают на розничном рынке нефтепродуктов Новосибирской области:
20-50 млн руб. стоимость одной АЗС
35% доля розничного рынка нефтепродуктов в Новосибирской области, занимаемая «Газпромнефтью»

Заказать топливную карту