+7 (499) 408-35-71
Адрес: Москва, ул. 3-я улица Ямского поля, д. 2 к. 12
Режим работы: ПН-ПТ с 9-00 до 18-00

Интервью с Михаилом Никиным

О юбилее и перспективах

Юбилей компании стал поводом для беседы с генеральным директором Михаилом Никиным о прошлом «Инфоркома» и перспективах на будущее.
- Что такое 25 лет для компании?
- Для того, чтобы представить себе что такое 25 лет, нужно вспомнить, как выглядели к примеру улицы любого города России двадцать пять лет назад. Как выглядели даже не улицы, а дороги. «Жигули», «Волга», «Запорожец», «ЗИЛ», «КАМАЗ». Даже малиновых пиджаков, между прочим, еще не было. 1991 год это пока еще кожаные куртки, брюки-слаксы с пузырями на бедрах и пышные начесы у женщин. Только позднее появятся реальные бандиты, малиновые пиджаки, и уж совсем позднее, через десятилетие, появятся олигархи.
Не существовало слов «Лукойл», «Роснефть», «Газпромнефть» – это все появится позже, через несколько лет. А уж если говорить про топливные карты других наименований, они появятся еще через несколько лет. А «Инфорком» уже заправлял, уже делал свою работу.
В начале славных дел
- А собственно с чего всё началось? Так сказать, откуда пришла эта идея и когда была заправлена первая машина?
- Началось все в 1991 году, когда «Инфорком» уже существовал. Вообще-то «Инфорком» как имя, как организация существует с 1988 года. Но были другие виды бизнеса, и они были тоже успешными. В том числе мы торговали гаражно-сервисным
оборудованием, автомобильными подъемниками и прочим. В 1991 году знакомые попросили помочь с заправкой украинских автомобилей для фирмы «Конст» из Измаила. Здесь в Москве в 1991 году был колоссальный дефицит топлива, очереди на заправках, плюс у всех трудности с наличными деньгами. Мне не очень хотелось этим заниматься, потому что в девяностые годы «торговать топливом» звучало также , как если бы я вам сейчас предложил «давайте поторгуем на Ближнем Востоке боевыми вертолетами или переносными ракетными установками» – это примерно то же самое. У вас возникают банальные вопросы «где это взять» и «как это сделать, чтобы остаться в живых?».
- И каким же был первый шаг?
- Первый вопрос был – где берут топливо для продажи, потому что свободного рынка не было: нельзя было позвонить куда-то и сказать «отгрузите мне, и я вам заплачу», а были фонды – это был фондируемый товар. Мои рассуждения были просты – топливо берут на нефтебазе. Я поехал на Володарскую нефтебазу, это целый квартал из гигантских нефтехранилищ, стратегическая нефтебаза, которая находится на продуктопроводах, ведущих напрямую из глубин России. К моему удивлению, я совершенно спокойно зашел, минуя секретаря, к директору нефтебазы, и минут двадцать мы с ним беседовали. Он рассказывал, как получают фонды, как открывают карту хранения, как переводят топливо с карты на карту и так далее. В конце он сказал: «Ну, фондов у меня уже нет, я все раздал, а ты езжай к моему начальнику, он тебе точно поможет». И направил меня к руководителю Управления магистральных трубопроводов России. Когда я вышел, сел в машину и поехал, у меня закралась мысль – а может люди просто глумятся? Но к моему удивлению начальник Управления магистральных трубопроводов России точно так же спокойно меня принял. И мы с ним тоже минут двадцать говорили, а в конце он меня спросил: «У тебя хоть одна машина есть? Мы же фонды выделяем под машины». Я честно сказал – одна машина у меня есть. Да, это была та самая машина, на которой я приехал. Я получил подпись, и первые 300 тонн топлива были мне выделены. Позднее с этими людьми у меня были приятельские отношения. И я понимал, почему все так произошло. Им просто было интересно. Пришел человек из совершенно иной сферы, который разговаривал, и не просто разговаривал, а изъяснялся на забытом ими языке с забытыми ими понятиями. И они с удовольствием беседовали со мной на отвлеченные темы. Еще в 90 году в моей трудовой книжке значилась запись одного из учреждений, бывшего подразделением Центрального Комитета КПСС. И тут же в 1991 году я начал параллельно бизнес, будучи еще в недрах научных партийных структур. В прошлом я партийный ученый, занимавшийся вопросами массового сознания, тема диссертации была «Формирование исторического сознания народа России».
Если два слова об этом сказать, я с огромным интересом писал свою диссертацию, потому что все наше представление о мире, о справедливости, о мироустройстве, о будущем складывается из того, как мы оцениваем, как понимаем свое прошлое. Вот и представьте себе такого человека, который попадает в среду людей, торгующих нефтепродуктами.
Вхождение было легким. А с продажей было еще проще, мы были первыми, а вторых не было много лет. Не было тех, кто по безналичному расчету заправлял бы дизельным топливом большегрузный транспорт ни в Москве, ни в других городах. И самое главное мы были первыми, кто предоставил перевозчикам возможность заправиться по маршруту: выехав из Москвы, дозаправиться в Смоленске и дальше -перед выездом в Европу, на
границе, в Бресте. Точно так же сделали маршрут Москва – Киев – Чоп на границе, ну и дальше, Санкт Петербург – Выборг – и на Скандинавию. Если говорить о последовательности развития сети, конечно же она пошла вглубь России. Так вот со сбытом ситуация была такая, что в первые годы нашей работы не требовалось абсолютно никакой рекламы. Просто люди находили наш телефон, звонили и радостно говорили : «Слава богу, что вы есть, что хоть кто-то это делает». Эта ситуация обеспечивала и высокую рентабельность и колоссальную эффективность. Весь штат компании на тот момент умещался в четырех комнатах в центре Москвы в Петровском переулке, там находился первый офис «Инфоркома».
Это лишь одна сторона медали – романтичное время, бизнес-юность и команда единомышленников. Вроде бы все здорово. Но только нужно вспомнить, что такое девяностые годы, этот ужас и беспредел. Начиная с недееспособного Правительства, которое менялось каждые полгода, и, кончая братвой, которая управляла абсолютно всем. Чтобы представить себе уровень разрухи достаточно одного примера. Когда в 94 году, понимая, что попытки взять под контроль «Инфорком» со стороны бандитов подошли к крайней черте и дальше начнутся силовые действия в отношении меня и семьи, я приехал в красивый голубенький старинный особнячок на Лубянке – приемную ФСБ России. Никогда не забуду того, что сказал мне дежурный ФСБ – фактически человек, который в тот момент представлял для меня всю российскую государственность. Майор с синими погонами спросил: «А что – у тебя крыши нет? Ты чё, совсем больной? Найди себе бандитов и живи как все».
С этого момента я понял, что я отделяюсь от этого государства. Я сам по себе. Не потому что я не патриот, а именно потому, что я патриот другого государства, и я его создаю сам. В моем мире, в моем «Инфоркоме» люди получают достойную зарплату. Они получают уважение, у них гарантированные социальные блага, вне зависимости от того, что будет происходить извне. И я с уверенностью могу сказать, что всё это получилось. Люди, начав работать в «Инфоркоме» , относятся нему, как к последнему месту работы, потому что смысла искать что-то другое уже нет. По-русски говоря, «от добра добра не ищут».
Легко ли это далось? Можно написать длиннющий сценарий к бесконечному сериалу, если взять за основу историю «Инфоркома», мою историю, где переплетутся судьбы людей, где будет бесконечная детективная история с переплетением интересов бандитов, воров в законе, рубоповцев, фсбшников и прочих, каждый из которых, разумеется, хотел стать хозяином «Инфоркома». Противостоять этому пришлось в одиночку. Если говорить о том, что в жизни самое страшное, оглядываясь назад, я вам скажу – быть в одиночку. Не то что этой статьи, этого журнала не хватит, чтобы рассказать все переплетения, которые в девяностые годы были связаны с историей «Инфоркома».
Но итог чиновному произволу, бандитским наездам, кризисам и санкциям я уже назвал: у нас все хорошо. Я бы даже сказал больше – не только у нас, а у наших семей очень все хорошо. Помимо прочих «Инфорком» породил внутри себя традицию – отдыхать вместе несколько раз в год. Мы выезжаем с семьями, с детьми в другие города, на Оку, на Волгу. Наш коллектив уже превратился в одну большую семью. В последний наш выезд на Оку на базу только детей выехало больше шестидесяти человек, и они уже дружат между собой. Это тоже достижение, потому что ради этого мы и живем, чтобы это была жизнь, а не отбывание некоего служебного долга.
Назло кризису
- Что представляет из себя к нынешнему моменту «Инфорком» в профессиональном плане?
- Ну, я уже много раз говорил близким, знакомым – так интересно, как мы работаем сейчас, так не было никогда за все 25 лет существования компании. Я еще раз могу сказать: «Да здравствуют санкции! Да здравствует кризис!", потому что всё встает на свои места. Это как в медицине – стресс заставляет организм перестроиться, вспомнить какие-то забытые пути правильного существования. То же происходит в российской экономике. Нехватка денег в бюджете привела к тому, что начали задумываться об эффективности расходования этих денег. Задумываясь об эффективности, вспомнили о нас. Сейчас с завидным постоянством я получаю звонки от различных государственных структур, когда звонит высокопоставленный руководитель и говорит «Михаил Павлович, пожалуйста приезжайте, у нас остро стоит вопрос экономии, контроля и учета, мы хотим чтобы ваши технологии использовались в нашей структуре». Процессинг – это очень серьезные возможности, позволяющие реализовывать сложные алгоритмы учета , экономии, регулирования, управления затратами, и мы это предлагаем клиентам. Главный поворот, который произошел за последние три года в жизни «Инфоркома», заключается в том, что если все предыдущие годы мы были ориентированы на автоперевозчика, прежде всего международного, междугороднего, то сейчас нашим клиентом, потенциальным или действующим, является любой автотранспорт. Неважно, мусоровозы это, дорожная техника, экскаваторы, большегрузы, кареты «скорой помощи» или генеральские персональные автомобили.
В этом смысле предметом нашей гордости является топливная карта АСМАП, которая возможно была первым серьезным проектом с использованием наших технологий. То есть уже не внутри «Инфоркома», а вне «Инфоркома». Когда президент АСМАПа Евгений Сергеевич Москвичев подошел на выставке ко мне вместе с перевозчиками и сказал: «Михаил Павлович, давайте людям пообещаем, членам АСМАП, что мы сделаем для них максимально комфортное и интересное предложение по заправке», Я ответил «да», хотя в общем-то был скептически настроен. В дальнейшем я убедился, что наши технологии позволяют действительно собрать все лучшие предложения от любых АЗС, то есть сделать не карту одной сети «Лукойл», «Роснефть» или «Газпромнефть», а карту, которая принимается на множестве сетевых и локальных АЗС. И уже сам перевозчик решает, где и как ему заправляться, управляет через свой электронный кабинет в интернете, ставит галочки где можно заправиться и где нельзя и так далее. И потенциал этой карты, как и в целом потенциал «Инфоркома» далеко еще не реализован до конца, он будет все время развиваться и совершенствоваться.
- Вы упомянули несколько известных компаний. Каковы взаимоотношения «Инфоркома» с конкурентами?
- Россия настолько велика, емкость рынка здесь настолько огромна, что при правильном взаимодействии работы хватит всем. На протяжении всей истории я старался сотрудничать со всеми игроками на этом рынке. И в большинстве случаев мне это удавалось. К сожалению, по мере развития вертикально интегрированных топливных компаний, оторванность их от законов бизнеса шла по нарастающей. Владимир Ильич в 1914 году сформулировал идею о том, что капитализм перерастает в фазу империализма, назвал главным признаком перерастания – то, что капитализм перестает жить по
капиталистическим рыночным законам. К сожалению глядя иногда на наши ВИНКи, приходится это констатировать. В угоду своей необъяснимой политике, эти компании порой отказываются от безусловно выгодного сотрудничества с нами, которое могло бы увеличить их обороты и соответственно прибыли на миллиарды рублей в месяц. В данном случае я говорю конкретно про «Роснефть».
На другом полюсе – «Газпромнефть», с которой у нас всегда шло творческое взаимодействие. Да, были периоды бурного сотрудничества и были периоды охлаждения, но взаимный интерес оставался всегда, взаимные контакты, обсуждение рынка, собственного положения на рынке и совместных действий.
К сожалению, приходится констатировать, что у ВИНКов есть возможность получать особые преференции от государства, в обход тендеров, предусмотренных законом, напрямую заправлять МЧС, МВД, армию. И «успешно» заправляют. По 49 рублей за литр.
Вот это уровень их бизнеса. Получать преференции и необоснованные сверхприбыли, «обувать» собственную же страну, выплачивая премиальные своим же первым лицам в таких безумных размерах, что у меня всегда есть предложение – а давайте измерять их зарплаты в Нобелевских премиях, то есть, сколько нобелевских премий человек получает в месяц. Это опять же укладывается в то, о чем я говорил в начале.
Мы представляем другую Россию, которая видимо, не видна с высоты собственного величия ВИНКов. Мы это «Инфорком». Реальный бизнес, где нет преференций, где нет особого положения, нет схемотворчества, откатов, а есть рынок. И всё, что мы заработали – результат нашего творчества, нашего труда и честной конкурентной борьбы. Если мы существуем 25 лет, процветаем, продолжаем каждый год увеличивать оборот, географию покрытия, количество привлеченных клиентов, не имея ресурсов как у «Лукойла», «Роснефти», «Газпромнефти», не имея их финансовых и административных возможностей, значит мы работаем лучше.
Секрет«Инфоркома»
- Пусть это прозвучит патетично, но – в чем уникальность коллектива компании?
- В центральном офисе «Инфоркома» работает около ста человек. Я могу, не заглядывая в их кадровые документы, уверенно сказать, что как минимум половина из них имеет стаж работы в «Инфоркоме» около пятнадцати лет. А все руководители – директора, главные бухгалтеры, руководители отделов – в основном работают в компании более двадцати лет.
Это создает не только огромный комфорт в работе, особое ощущение коллектива, семьи, но и колоссальное конкурентное преимущество. За годы своего существования «Инфорком» вырастил команду профессионалов, людей преданных общему делу. Все вместе мы обладаем уникальными знаниями и обширным опытом работы в этом сегменте рынка и связанных с ним технологиях. Могу с уверенностью сказать, что топливный процессинг, который создали мы, является исключительным с
технологической точки зрения. Дело в том, что у всех крупных игроков на этом рынке процессинговые технологии куплены у сторонних разработчиков, в этом минус, замедленное реагирование на изменение требований рынка. Наше программное обеспечение создано, я могу с уверенностью сказать, одними из лучших в мире программистов в этой отрасли, все они сотрудники нашей компании. Для сравнения можно вспомнить как два года назад президент страны поставил задачу создать национальную платежную систему, и пока никто о ней не слышал – настолько сложен этот процесс, решение этой задачи. А аналог национальной платежной системы только в области топлива мы создали и внедрили еще три года назад, сделав её самостоятельно. И эффективность её доказана не только нами. В качестве примера могу упомянуть, что сейчас все газовые автомобильные заправки в стране оснащаются нашим процессингом. И газовые, аналогичные топливным, карты, выпускаемые под брендом «Газпром газомоторное топливо», тоже работают по нашим технологиям. И это не единственный проект, но один из наиболее знаковых и масштабных.
- Насколько я понимаю, можно сказать что «Инфорком» это еще и семейный бизнес?
- Безусловно. Детей пятеро, и двое старших работают в «Инфоркоме». Старшая, Лида, которая уже сама стала мамой, руководит продвижением «Инфоркома» на рынке, интернет-проектами, рекламой. Павел работает в отделе развития «Инфоркома» и занимается продвижением технологий «Инфоркома», расширением сети, и сейчас он участвует в проекте по созданию единой газовой карты для заправки газом по России.
Василий в этом году поступил в университет, а предыдущие два лета он работал в «Инфоркоме», где занимался заключением госконтрактов. Надеюсь и младшие, которым сейчас двенадцать и десять тоже будут видеть свое будущее в «Инфоркоме».
Дина Михайловна – моя жена, является главным аудитором компании, это человек с очень высокой квалификацией, имеющий огромный опыт. С ее участием нам удается в рамках закона оптимизировать расходы, экономить на налогах, выстраивать эффективные договорные схемы, и, могу даже похвастать, блестяще проходить налоговые проверки. Во многом это заслуга её и наших главных бухгалтеров – профессионалов высочайшего уровня, да и общей политики компании. То есть мы всегда были настроены на то, что если хочешь быть независимым –делай все строго по закону. Это тоже элемент нашей независимости: у нас не к чему придраться.
- Чем отличается «Инфорком» от конкурентов с точки зрения маркетинга?
- Почему все-таки мы успешно существуем при наличии иных гигантских компаний? Думаю, здесь есть объективный и субъективный факторы. Объективный фактор заключается в том, что везде в мире существует такая тенденция: нефтяные компании уходят из этого бизнеса, он для них неэффективен. Они не занимаются заправкой по картам, отдавая этот сегмент другим. Заниматься одновременно добычей, переработкой, гигантским оптом мирового масштаба и при этом еще заправлять индивидуальных предпринимателей по картам – сложно. Свой карточный бизнес ESSA в Европе продал еще много лет назад, euroShell свой продал тоже несколько лет назад, оставив себе только германский сегмент. И эта тенденция повсеместна, думаю, что рано или поздно к этому придут и наши нефтедобывающие компании. Поэтому, объективно говоря, мы являемся российским аналогом DKV или UTA. То есть той структурой,
которая должна быть везде, должна быть максимально гибкой, соответствовать запросам клиентов, карты которой должны приниматься на множестве АЗС. Такова мировая тенденция, и наш бизнес полностью отвечает этим требованиям. А субъективно – да, карты есть у всех ВИНКов, и здесь главное наше отличие - это стиль работы. Мы нацелены на клиентоориентированность, нас отличают те мелочи, которые и составляют наш стиль, в которых нельзя притвориться, нельзя сыграть, нельзя скопировать. И поэтому огромное количество клиентов приходит в «Инфорком», понимая – да, это та компания, которая им нравится по взаимоотношению с менеджерами, по быстроте реакции, по гибкости.
Большинство клиентов приходит, и остается с нами навсегда. Ну и в плане маркетинга: наше колоссальное преимущество – это онлайн-технологии, которые созданы нашими программистами, и которые реально позволяют клиенту управлять затратами, минимизировать потери на топливе, выбирать лучшие цены и т.д.
- Что Вы видите в будущем компании? Какие новые рубежи предстоит взять
«Инфоркому»?
- Те качественные изменения, что происходили последние годы в «Инфоркоме», привели к тому, что мы стали интересны мировому бизнесу. За прошедшие четыре года количество крупнейших мировых инвестиционных или нефтяных компаний, которые предлагали купить Инфорком, или долю в нем – было очень большим. Для меня это была интересная школа: воспринять себя как часть мирового бизнеса и осознать новую самооценку. Понять – а сколько мы стоим и почему? Из чего складывается наша ценность для иностранных инвесторов? Мое восприятие этого процесса за четыре года кардинально изменилось. В итоге – хотим ли мы быть проданными, купленными?.. Я честно скажу, что стопроцентной продажи «Инфоркома» в обозримом будущем я не вижу. В этом нет надобности. Компания динамично развивается, приносит хорошую прибыль, мне эта работа доставляет удовольствие. Безусловно, приход крупных иностранных инвесторов ускоряет развитие, и этот путь мы не исключаем. Еще раз подчеркну, что желающих войти в долю много. И сдерживающий фактор – только моя позиция: я не тороплюсь с этим. Мы должны набираться опыта, должны продолжать активно развиваться, для того чтобы наша стоимость увеличивалась. А в перспективе, конечно не исключены и приход инвесторов, выход на IPO, и выход на обычный мировой путь экономического развития.
Так что, можно уверенно сказать, что помимо всех тех достижений, о которых мы говорили, «Инфорком» сегодня представляет российский бизнес заинтересованным мировым инвесторам с самой серьезной и с самой лучшей стороны. Мы интересны мировой экономике, но главное – «Инфорком» нужен России.
Беседовал Вадим Попов

Заказать топливную карту